План работы по самообразованию
Воспитатель: Бабурова Светлана Викторовна
Период: 2021 -2022 г
Тема: «Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Развивающие игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель: Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Задачи:
1.Определить возможные пути формирования умственных способностей у детей в нетрадиционной форме.
2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию умственных способностей детей дошкольного возраста.
4. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании умственных способностей у дошкольников.
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Обобщить опыт по теме.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.
3. Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
5. В. В. Васина, Праздник числа. М., 1991.
6. Л. В. Воронина, Н.Д. Суворова. Знакомим дошкольников с математикой.
7.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
8. Ю.А. Афонькиной. «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.
9. Букатов. В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.
10. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.
11. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с
12. Овчарова. Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.
13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
14. Эльконин. Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.
15. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985г.
Сайт: doshkolnik@list.ru
http://semyarossii.ru/
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Результат |
2021-2022 |
Раздел 1: Теоретический |
Выборочное изучение научной, научно-популярной, методической, художественной литературы, опыт работы коллег в интернет -сообществах, журнальные статьи;
|
Июнь 2021-Сентябрь
2022 |
Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности |
2021-2022 |
Раздел 2: Практическая детальность |
Применение в системе приобретенные знания, навыки и умения в собственной практической деятельности в организации воспитательно -образовательного процесса с детьми |
Июнь 2021-
Май 2022 |
Перспективно-тематический план работы с детьми, организация занятий с использованием полученных знаний,
Организация выставки;
Разработка занятий;
Подготовка материала к семинару; |
|
|
|
2021 - 2022 |
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений |
сентябрь2021 –июль 2022 |
Представление опыта по теме в личном блоге.
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_901.html
Публикация на сайте Педразвитие. ру
Автор: Бабурова Светлана Викторовна.
http://pedrazvitie.ru/doshkolnoe_obrazovanie_new?str=17 |
Реализация плана по самообразованию
За период с июня 2021 по июль 2022
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (новизна идеи при изучении литературы, рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Теоретический |
06.2021
08.2021 |
Чтение, конспектирование |
Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».
Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для: ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развития творческих способностей. |
|
08. 2021 –
10.2021 |
Чтение,
Конспектирование, |
А. А. Смоленцева. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»
В пособии представлена оригинальная система сюжетно-ролевых игр, которые раскрывают особенности труда людей разных профессий. В занимательной дидактической форме строится работа по элементарной математической подготовке детей 4 -5 лет к школе по практическому применению знаний дошкольниками по счету в быту.
Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений
Руководство сюжетно-дидактическими играми
Сюжетно-дидактические игры для детей средней группы. Проверка знаний и умений детей средней группы. |
|
10.2021 – 12. 2021 |
Чтение,
Конспектирование, |
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258сИгровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. |
|
|
|
|
|
|
|
12.2021 – 02 2022 |
Чтение,
Конспектирование, |
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
В данном пособии представлены игровые занятия с палочками Кюизенера. Это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях с участием родителей.
С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т. д.) с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Игры и занятия с палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие в часы семейного досуга, привнося эле менты соревновательного азарта в коллективные игры типа «Домино», «Кто скорее составит число» и т. д. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний. |
|
02. 2022 – 04. 2022 |
Чтение,
Конспектирование, |
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития. В этой книге рассказывается о развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, без которых также невозможно успешное обучение ребенка в школе.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. |
04.2022 – 06. 2022 |
Чтение,
Конспектирование, |
Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985г.
Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.
Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», подробное описание методики их проведения.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость,
выдержка, активность. Игра — это и школа
общения для ребенка. |
Практическая детальность |
08.2021– 05. 2022 |
Проектирование, дополнение рабочей программы второй младшей группы
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ |
Перспективно –тематический план по всем видам деятельности с воспитанниками 5 - 6лет;
Перспективный план работы с родителями на 2021 -2022 уч. Год
https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-raboty-s-roditeljami-v-starshei-grupe-na-2021-2022-uchebnyi-god-1381204.html |
06. 2021 |
Работа с родителями |
Создание консультативно – информационного сайта для родителей старшей группы.
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_138.html
Консультация для родителей «Безопасность детей, забота взрослых»
https://6820.maam.ru/maps/news/473675.html
Памятка для родителей: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
https://6820.maam.ru/maps/news/483374.html
Консультация на тему «Жесткое обращение с детьми: Что это такое?»
https://6820.maam.ru/maps/news/483376.html
Консультации для родителей «Развитие речи детей 5-6 лет».
https://6820.maam.ru/maps/news/483379.html
Консультация «Математика в повседневной жизни ребенка».
https://6820.maam.ru/maps/news/483380.html
Памятка «Укрепляем иммунитет»
https://6820.maam.ru/maps/news/483381.html
Консультация «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»
https://6820.maam.ru/maps/news/484648.html
Консультация «Развитие логического мышления у детей»
https://6820.maam.ru/maps/news/490229.html
Консультация «Внимание! Наступает зима»
https://6820.maam.ru/maps/news/491680.html
Консультация: «Развитие представлений о форме, величине посредством развивающих игр».
https://6820.maam.ru/maps/news/501130.html
Памятка для родителей «Соблюдение ПДД в зимний период»
https://6820.maam.ru/maps/news/503020.html
Консультация: «Фитотерапия в период ОРЗ»
https://6820.maam.ru/maps/news/503024.html
Консультация для родителей «Зимние травмы»
https://6820.maam.ru/maps/news/504472.html
Памятка для родителей «Оздоровительно- развивающие игры с детьми дома»
https://6820.maam.ru/maps/news/513802.html
Консультация «Роль отца в обучении и воспитании ребёнка»
https://6820.maam.ru/maps/news/513804.html
Консультация «Дисциплина на улице - залог безопасности»
https://6820.maam.ru/maps/news/513806.html
Памятка «Светоотражающие элементы»
https://6820.maam.ru/maps/news/515150.html
Консультация «Воспитание правильной осанки детей дошкольного возраста»
https://6820.maam.ru/maps/news/516599.html
Консультация для родителей «Если ребенок плохо говорит»
https://6820.maam.ru/maps/news/519182.html
Консультация для родителей: «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие»
https://6820.maam.ru/maps/news/524449.html
Консультация для родителей. «Развитие словесно — логической памяти у детей 5–7 лет»
https://6820.maam.ru/maps/news/526778.html
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Опасности, подстерегающие детей летом»
https://6820.maam.ru/maps/news/528801.html
Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»
https://6820.maam.ru/maps/news/533441.html
Новости о тематических мероприятиях на
странички старшей группы.
https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_007.html
Консультации в личном блоге для обмена опыта в сетевом взаимодействии
http://www.maam.ru/users/89185769035
Изготовление буклетов
Анкетирование родителей, анализ |
10.12.2021
15.03.2022 |
Участие в методической работе ДОУ, |
Семинар - практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего школьного возраста"
Конспект НОД по окружающему миру с использование ИКТ в старшей группе «Россия — огромная страна»
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-okruzhayuschemu-miru-s-ispolzovanie-ikt-v-starshei-grupe-rosija-ogromnaja-strana.html
Конспект беседы, посвященной Дню снятия блокады для старшего дошкольного возраста
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-posvjaschenoi-dnyu-snjatija-blokady-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1448039.html |
|
14.03.2022
29.04.2022
31.05. 2022 |
Участие в семинаре – практикуме. |
Участие во Всероссийском вебинаре «Использование развивающих технологий в интеллектуально – познавательном развитии дошкольного и младшего школьного (на основе методик Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, М. Монтессори, Дьениша, Кюизенера)»
https://www.uchmet.ru/events/item/3095323/
Приняла участие во Всероссийском форуме «Воспитатели России»: Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей»
https://vospitateli.org/
Приняла участие во Всероссийском форуме «Воспитатели России»: Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Санкт -Петербург».
https://vospitateli.org/
Приняла участие во Всероссийском форуме «педагоги России: инновации в образовании»
«Классическая песочная терапия в условиях реализации ФГОС»
«Организация коммуникации всех участников образовательных отношений в онлайн»
«Первая помощь в образовательной организации»
ИКТ по ФГОС в образовании»
https://youtu.be/XJU_3_HS8dM |
|
|
Распространение опыта в сетевом взаимодействии. |
Опыт работы в блоге:
Выставка рисунков и поделок «Что нам осень принесла»
https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-o-vystavke-risunkov-i-podelok-chto-nam-osen-prinesla.html
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Осень золотая в гости к нам пришла»
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-s-detmi-starshei-grupy-osen-zolotaja-v-gosti-k-nam-prishla.html
Беседа в старшей группе «Мой город»
https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-v-starshei-grupe-moi-gorod.html
Конспект НОД по окружающему миру с использование ИКТ в старшей группе «Россия — огромная страна»
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-okruzhayuschemu-miru-s-ispolzovanie-ikt-v-starshei-grupe-rosija-ogromnaja-strana.html
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Моя Родина — Россия»
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-s-detmi-starshei-grupy-moja-rodina-rosija.html
Конспект беседы, посвященной Дню снятия блокады для старшего дошкольного возраста
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-besedy-posvjaschenoi-dnyu-snjatija-blokady-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1448039.html
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Зимушка-зима»
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-s-detmi-starshei-grupy-zimushka-zima.html
Мастер-класс по изготовлению магнитика на 23 февраля «Солдат» из фоамирана
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-magnitika-na-23-fevralja-soldat-iz-foamirana.html
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Защитники Отечества!»
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-s-detmi-starshei-grupy-zaschitniki-otechestva.html
Конспект интегрированной НОД «Школа дорожных знаков» для детей старшей группы 5–6 лет
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-nod-shkola-dorozhnyh-znakov-dlja-detei-starshei-grupy-5-6-let.html
Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе «Безопасная дорога детства»
https://www.maam.ru/detskijsad/dolgosrochnyi-proekt-po-pd-v-starshei-grupe-bezopasnaja-doroga-detstva.html |
|
Раздел 3: Подведение итогов самообразования |
|
Май 2022 |
Обобщение итогов
самообразования, анализ
достижений |
|
В течение года |
Обобщение опыта работы,
систематизация полученного
материала для его
распространения.
Презентация опыта работы по
теме самообразования |
Составление конспектов занятий,
консультаций для родителей и воспитателей,
развлечений по экологическому воспитанию.
Представление опыта по теме «Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»
на методическом объединении в ДОУ,
в личном блоге
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvivayuschie-igry-kak-sredstvo-umstvenogo-razvitija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Мониторинг интегративных качеств
воспитанников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|