Сайт для родителей Младшей группы МБДОУ 6 «Ромашка»

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

28 апреля [вс]


Россия – страна великой культуры и духовности. Духовность и

нравственность всегда ценились выше богатства. В настоящее время

наблюдается духовно – нравственный кризис личности. Ф.И.Тютчев в

стихотворении «Наш век» писал: «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И

человек отчаянно тоскует».

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и

православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать,

чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой

культуры лежит духовное начало. В народе всегда сильна была власть добра,

справедливости, праведности, нравственности. Соприкосновение с

народными и православными традициями, участие в народных праздниках,

духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,

поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно

возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к

старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным

промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил

нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито

веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю

народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и

величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной

личности человека и направлено на формирование её конструктивных

отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно –

нравственного воспитания становится возможным целостное развитие

личности ребенка – дошкольника.

Дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление

социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему

миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм,

моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы

сил в различных направлениях. Но наблюдаются и начальные проявления

детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся

как в познавательной, так и в моральной сферах.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных

традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений

человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение

и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную

ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно

использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает

жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир,

мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в

разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой,

изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде

отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности

— представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких

произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение

мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является

богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

При организации занятий нужно использовать методические приемы,

связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде

животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях

(котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки

из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это

превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки,

вызывают народные и православные праздники. Праздники —

неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного

оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной

жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому

восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается

незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат

хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек,

красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У

каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать

радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень

эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную

атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества

Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов

зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным

праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан

существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами.

Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего

на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и

украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и

лакомиться блинами.

Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как

дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру

и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра,

следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие),

формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто

добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не

выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно

одно — это идет от души. А душа народа добра и красива.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания

является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к

процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа

должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в

коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-

нравственных традиций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав,

что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети

будут стремиться к Богу, избегая греха.

Литература:

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей

дошкольного возраста.

2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.:

Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. СПб : Детство-пресс, 2004.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.